Ролевые игры: революция не за горами!

Могут ли игроки противостоять растущему произволу со стороны мастеров?

1. Немного статистики.

Сейчас (по самым скромным оценкам) в России насчитывается около 75 тысяч ролевиков. В списке “игровых” — 372 города в 64 регионах, а общее количество игр в сезоне превосходит 2500. И это без учета сопредельных государств, таких, как Украина, Белоруссия, Казахстан и страны Прибалтики. В год в стране проводится едва ли не десяток крупных конвентов, а также около 160 фестивалей ролевой и смежной направленности.

Это делает РД одним из крупнейших движений в Российской Федерации. Ролевые игры все более и более приобретают оттенки “популярного хобби” – растет “антуражность”, увеличивается общебытовой уровень, появилось даже кое-что из сферы услуг. Речь идет о полуигровых массажных салонах (они же игровые бордели) и о вполне себе реальных кабаках. Содержание последних требует определенных затрат, что дает организаторам ролевых мероприятий право собирать с игроков средства на их “наполнение”. В этом году общий бюджет “России Ролевой” составит довольно высокую сумму (считаем):

— 75000 ролевиков, из которых каждый посещает в среднем по 3 игры за сезон;
— средний взнос по стране (с учетом “нищих” регионов) составляет около 95 рублей;
— при этом около 30% ролевиков никаких взносов не платят;
— получается что-то около 15 млн. рублей или 0,625 миллиона USD!

Мы приводим здесь вычисления на основе несколько заниженных данных, и в реальности эта сумма может оказаться выше. Любопытно было бы узнать: кто же распоряжается всеми этими деньгами?

2. Тысяча “избранных”.

По состоянию на 2008 год на каждые 100 ролевиков приходится (по разным данным) от 4 до 7 человек разнообразных “администраторов” — представителей так называемых “мастерских групп”. В ролевом пространстве России на настоящий момент насчитывается около 4000 тех, кто так или иначе принимал участие в организации игр, а именно: организаторы, посредники, мастера по боевке, чиповщики и т.д. Наиболее активная их часть представляет из себя несколько сотен МГ (большинство из которых неизвестны за пределами своих регионов), каждая из которых управляется собственным лидером (или группой лидеров). Число лидеров составляет не более 1-2х человек на одну группу, так что действительное число мастеров такого уровня и их ближайших помошников в России составляет что-то около тысячи.

Именно эта “тысяча избранных” на настоящий момент узурпировала право на проведение большинства ролевых конвентов и мероприятий, добившись этого благодаря региональной (всезоюзной) известности или хорошо поставленному пиару. Новым коллективам довольно трудно войти в этот бизнес. Ведь обычно выходит так, что под игры известных МГ “резервируются” наиболее перспективные выходные, самые лучшие полигоны и (самое главное) – почти все основные игроки. Но не это главное! Именно всесоюзная мастерская элита (по нашим оценкам — чуть меньше полутора сотен человек) регулирует правила проведения крупнейших мероприятий, экспорт правил из которых в регионы идет с просто-таки пугающей быстротой. А ведь в последнее время эти правила приобретают тенденцию становиться все менее и менее демократичными.

3. Драконья поступь именитых “мастеров”.

Замечено, что четверо из десяти ролевиков регулярно сталкиваются на играх с проблемами из приведенного ниже списка (перечислено в порядке убывания по частоте):

— показательная “привилегированность” для членов мастерских коллективов
— настоятельные требования выказывать мастерам необоснованно большое уважение
— халатность со стороны мастеров в вопросах проведения мероприятий
— беспредел с раздачей ролей: “лучшие” роли отдаются близким знакомым мастеров
— необоснованно крупные взносы
— частная охрана на полигонах, которая охраняет вовсе не игроков, а мастеров
— игроков вносят в “черные списки” только за то, что они чем-то не угодили мастерам
— физическая расправа над игроками и последующее удаление их с территории полигона

И хотя эти и другие проблемы встречаются сплошь и рядом, любая критика в отношении мастерских коллективов встречает целую бурю возмущения. А в ряде случаев – настоящую травлю задавших неудобные вопросы игроков. Подавляющее большинство мастерских групп встречают критику крайне болезненно, а поскольку основные ролевые ресурсы в интернете принадлежат все тем же мастерским групам – ситуация с замалчиванием озвученных проблем приобретает по-настоящему ультимативный характер. Только попробуйте задать подобные вопросы на каком-нибудь крупном ролевом портале — и вас тут же “заклюют”. А если вы рискнете выступить от своего лица, то не сегодня-завтра окажетесь в каком-нибудь малоафишируемом, но от этого не менее прискорбном для вас “черном списке”.

Тысяча “избранных” умело оберегает свои позиции. В том числе и с помощью насаждения рабского мировоззрения под видом “принятых в тусовке” морально-этических норм. Подавляющее большинство игроков постоянно сталкиваются с навязчивым рефреном следующего содержания: “Пункт первый: мастер всегда прав! Пункт второй: если мастер не прав, смотри пункт первый”. Машина мастерской пропаганды работает настолько хорошо, что, когда мы показали этот текст кое-кому из числа бывших ролевиков, часть из них тут же заявила о стойком чувстве возмущения написанным. Им показалось, что данный текст “направлен только на подрыв авторитета подавляющего большинства мастеров”, а поднятые здесь принципиальные вопросы прошли совершенно мимо их внимания.

4. Так осталась ли у игрока возможность защитить себя от мастерского произвола?

Поначалу кажется, что у одиночного игрока такой возможности нет. Ведь даже крупные команды проигрывают в затяжном конфликте крупным МГ — карающий меч “недопуска” и охрана из ЧОПовцев и ментов давным-давно расставила все по своим местам. На играх в последнее время стало вполне обычным делом, когда в случае конфликта мастера и игрока победившим ВСЕГДА оказывается мастер. Это настолько устоявшийся штамп, что сама идея “спорить с мастером” выглядит в общественном мнении довольно крамольной. Фактически, мастера являются той самой конечной инстанцией, которая и рассматривает жалобы на саму себя. Поэтому жаловаться некуда, а выступать с какой-либо критикой попросту вредно: себе же хуже. Что же тогда делать?

Большинство наших оппонентов отвечают на этот вопрос следующим образом (словно по нотам разыгрывая расхожие “аргументы” от отцов ролевой элиты):

— Лучше ничего не делать, спорить с мастерами — плохо (говоря проще — терпите, пацаны!)
— Не нравится — не езди (в смысле — уйди из движения и займись чем-нибудь другим. Нам и без тебя хорошо.)
— Будешь конфликтовать, и охрана вышвырнет тебя с полигона (последний довод королей – мы сильные, а ты слабый. Так что заткнись!)
— Сделай так пару раз, и мы внесем тебя в черные списки (уничтожим твою репутацию, поставим ярлык “спорил с мастером – значит, гопник и быдло”. И БОЛЬШЕ НИКОГДА НИКУДА НЕ ПУСТИМ. Будешь громко кричать, и мы закроем тебе возможность ездить на игры в другие города.)

Такой подход в чем-то напоминиет позицию наркодилеров: эй, парень, у нас есть то, что тебе нужно. Давай к нам, но только чтобы никаких “претензий по качеству”! А то шепнем братве, и тебе вообще перестанут продавать! А будешь возникать – позвоним крыше, и она тебе вмиг ноги выдернет! Так как же игроку отстоять свои достоинство и права от подобного беспредела?

5. Для кого мы готовим наш материал?

Скажу сразу: текст, о котором пойдет речь чуть ниже, готовился вовсе не для “мастеров и их помошников”. И не для тех, “кто не видит проблемы и абсолютно всем на играх доволен”. Он создан для опытных, а еще более – для молодых игроков, обладающих четко выраженным собственным мнением. Для людей, котрые переросли ложные авторитеты и готовы теперь совершенно по-новому взглянуть на ситуацию. Такие люди есть в каждом городе, и по странной, печальной закономерности именно у них возникает больше всего проблем с мастерами. Именно их больше всего преследует и гнобит пресловутая “тысяча избранных” за то, что они представляют для её шаткой незыблемости непосредственную угрозу.

Разумеется, в силу тех или иных обстоятельств многие из вас еще не задумывались толком над этим вопросом. Не имели возможности оглянуться и как следует всмотреться в собственное прошлое, не дали себя труда как следует поразмыслить в рамках именно этой проблемы. Легко ли за пять минут вспомнить, как в течение долгих лет обращались с вами мастера и их прислужники, просто ли отметить все проявления надменности по отношению к себе и к своим друзьям, можно ли сразу восстановить в памяти все случаи откровенного хамства или неуважения? Наверное, гораздо проще вспомнить, не грубили ли вам не по делу и не заставляли ли работать на ваших собственых выходных. Короче, не накопилось ли у вас к мастерам собственных обьективных претензий? Или вам и не нужно ничего вспоминать? Может, ваши счеты таковы, что река памяти оказалась не в силах отправить эти события на дно?

В любом городе, в любом регионе есть такие люди. Обманутые и эксплуатируемые, понуждаемые работать, когда другие играют, водоносы и дровосеки, прислужники в трактирах и официантки, платящие по несколько сотен рублей за честь пару-тройку дней прислуживать отдыхающим в трактире господам из мастерской свиты. Есть банально посланные на фиг пьяными мастерами, есть уплатившие взносы и на следущий день выгнанные с игры, есть избитые и ограбленные охраной… Есть очень и очень много тех, у кого есть веские причины быть очень и очень недовольными.

И есть те, кто хочет что-то изменить в сложившейся ситуации. Те, кто чувствует, что дела идут как-то не так, но пока еще не знает способов с этим бороться. Те, кто намертво уперся в ледяную стену чужого непонимания и те, кто попросту жаждет признания для себя и своих команд. Есть слабые, нуждающиеся в защите, и сильные, которые не знают, как лучше приложить свою силу.

И есть методы борьбы. Оружие разума, позволяющее группе из нескольких человек успешно противостоять сплоченным и великолепно подготовленным мастерским коллективам. Есть способы заработать признание и изменить мир, и есть существенные причины прекратить затянувшееся ожидание, стряхнуть оковы и смело шагнуть на новые пути.